Моделирование демпфирования колебаний по тангажу
Реакция самолета на управляющие воздействия пилота при включенном демпфере тангажа. Рассмотрим модель продольного короткопериодического движения самолета (3.19), управляемого пилотбм и демпфером тангажа с законом управления (6.1). Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, а также законы управления демпфера тангажа и системы управления полетом:
‘ xm(t) = AnKxnic(t) +B*KuL(t), (6.8)
Ушс(З) =*nJt), (6.9)
<t(t)-A8E(t) + A8?T(t), (6.10)
AS£(t) = DKKAxB(t), (6.11)
4S? T(t) = D?;ynK(t). . (6.12)
Di-[k^ О 0]. (6.13)
Подставим уравнения выхода (6.9) и входа (6.10), а также законы управления (6.1) и (6.12) в уравнение состояния (6.8) и выполним преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
(1р — Апк )ш(р) = В;Д>КкЛХв(р). (6.14)
Получаем вектор передаточных функций замкнутой системы «самолет — демпфер тангажа» в продольном короткопериодичееком движении по угловой скорости тангажа, углам атаки и тангажа на отклонение пилотом колонки штурвала при включенном демпфере тангажа:
-‘Лі ФГ<р)BLD£B. (6.15)
Переходная матрица состояния продольного короткопериодического движения самолета при включенном демпфере тангажа
ф£Т(Р) = (Ip — а. — b;.d^ )-1 = (•£ (р)) — *. (6.16)
пх
Элементами вектора Wn (р) являются передаточные функции самолета на управляющее воздействие пилота АХв(р). Соответствующие параметры вектора выхода Ynl[(p) совпадают в рассматриваемом случае с вектором переменных состояния продольного короткопериодического движения
[W™ (р)]1 = [W^(р) w’“;(р) ТС(р)]. (6.17)
Переходная матрица состояния
Присоединенная матрица имеет вид
ра,,,^ р(р — — О
а^іиДр * а(1 а) a,, ||>; aW; а (р аа а) (р aUr
1 (її. . <[
(U* |
= ЛДТ(Р)- (6.20)
Коэффициент демпфирования и частота продольных короткопериодических колебаний самолета, управляемого демпфером тангажа, имеют вид:
h*T = — 2 + аа, и + = — [F^ — Й^ — Mr’ —-М^квц] , (6.21)
] = ^..и^о ™ Зи.»,+ ЗцааШс>gs— M8i + MR*-I — . a
(6.22)
Тогда переходная матрица состояния
Вектор передаточных функций замкнутой системы «самолет-демпфер тангажа» ‘
^ш. в Зоа, ,йв (Р 3(|у
^щ. в 3(о 5в Зі. и (р аа> а )
Введем следующие обозначения:
|
|
|
|
|
|
|
|
1 -‘!1. "6 Ч, а "6 4Z,6„ к©2)J4z, coz Ч, а 4,<Bz4z, a “6 Ч, аЧг,8,&(0
= (р;. — ЯЇ.-+ м“; — МІ М jMaKz + Mr; I4 =
J |~ ^^TeTOo"!
= w—Г^л ‘ 2 j’
У Н’ кшгкШі
/т к*- = — |
|
|
|
|
|
|
/т
-..Дх,, , , кш. вкш (Tqp — ъ 1)
=————————- —
w£*(p) = |
|
|
|
|
На рис. 6.5 представлена структурная схема замкнутой системы «самолет-демпфер тангажа». Преобразуя схему, получим передаточную функцию (6.30). Таким образом, демпфер тангажа не влияет на структуру передаточных функций, а лишь изменяются характеристики образующих их звеньев. 184
Рис. 6.5. Структурная схема замкнутой системы «самолет-демпфер
тангажа»
Необходимыми и достаточными условиями устойчивости автоматизированного контура управления продольным короткопериодическим движением самолета являются условия положительности коэффициента демпфирования и квадрата частоты колебаний:
hf1, = ^ fF: — МІ + М“’ — МІ‘ k™ ) > 0. (ro? V = Mr2 + > 0.
Правильным выбором передаточного коэффициента добиваются
выполнения условий (6.33), а также обеспечивают требуемые запасы устойчивости. ‘
Анализ выражений (6.25)-(6.29) показывает, что демпфер тангажа положительно влияет на характеристики колебательного звена передаточных функций. Постоянная времени Т? т уменьшается, частота собственных колебаний ю? т и относительный коэффициент затухания увеличиваются, однако при эхом уменьшается коэффициент усиления (к^£) .
Одним из возможных путей сохранения эффективности продольного управления является использование в законе управления демпфера тангажа сигнала углового ускорения (6.6). Исследуем передаточную функцию замкнутой системы «самолет — демпфер тангажа» с управлением по угловому ускорению. В структурной схеме в цепи обратной связи вместо коэффициента кШг появится кШгр. Структура передаточной функции (6.30) не изменится, а характеристики передаточной функции примут следующие значения:
. * _, 6* |
(6.34) |
< iV^2 + |
(6.35) |
„ДТ_ 1 , Jrl + кй<Т0 |
(6.36) |
дт і г к*’к£’т %а — — — ■ Уті + іц. к^тЛ J |
(6.37) |
Анализ выражений (6.34)-(6.37) показывает, что демпфер тангажа с управлением по угловому ускорению сохраняет неизменным коэффициент
ДТ д
усиления к’” , увеличивает относительный коэффициент затухания, но уменьшает частоту собственных колебаний со „ и увеличивает постоянную
времени Тдт. Аналогично влияние на характеристику передаточной функции демпфера тангажа с изодромным звеном в цепи сигнала угловой скорости (6.7).
, Реакция самолета на ступенчатое отклонение органов управления в продольном короткопериодическом движении была рассмотрена в разделе
3,3.2. Посмотрим, как изменится эта реакция, если в проводку управления, самолета включен демпфер тангажа. Маневр самолета в продольной, плоскости совершается энергичным отклонением колонки штурвала на величину Ахв, при этом закон изменения Д5 = кшвДхв близок к ступенчатому, т. е. Дхв (1) = 1 (I) Дхв и Дх„ (р) = Дхв.
Рассмотрим реакцию самолета с демпфером тангажа на ступенчатое отклонение пилотом колонки штурвала. На этапе короткопериодического движения сформируются новые значения угловой скорости тангажа, угла атаки и нормальной перегрузки:
(Дсо* )уст = Нт {р Дхв (р) Wд*- (р)} =
р-*0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лт
Перейдем от изображения Any (р) к оригиналу:
+ arcsin Уі — (^T)2 j Лх„. (6.43)
Выражение (6.43) определяет переходный процесс в продольном короткопериодическом колебательном движении самолета с демпфером тангажа при отклонении колонки штурвала пилотом. Динамические характеристики продольной устойчивости и управляемости определяются следующим образом:,
<Т,, /Г = — >fl5
" — рДт 15
ппР
(tK ^ а <Ґ tK
Шат/ ^ __ ^ lmt
< п* |
уДі Ча
Таким образом, включение демпфера тангажа в проводку управления рулем высоты приводит к уменьшению колебательности процесса управления, однако снижает эффективность продольного управления.
Реакция самолета на внешние возмущения при включенном демпфере тангажа. Рассмотрим модель продольного короткопериодического вынужденного движения самолета, управляемого демпфером тангажа, при наличии внешних возмущений:
х„, (t) = А„, Хпв (t) + Вп, < (t) + BS, < (t), (6.45)
Упк (^) = -^пк(^)ї
A6f(t) = D^Tyn.(t). . (6.48)
Параметры модели определяются следующим образом:
Получим матрицу передаточных функций замкнутой системы «самолет-демпфер тангажа» по параметрам продольного короткопериодического движения на внешние возмущения
: где переходная матрица определена выражением (6.23).